
Великие венецианцы Возрождения: Тициан, Тинторетто, Веронезе
Доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Заслуженный деятель искусств РФ. Куратор выставок «Караваджо» (2011-2012 гг.), «Тициан» (2013 г.), «Караваджо и последователи» (2015 г.), «Рафаэль» (2016 г.), прошедших в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Ученик Джованни Беллини, работавший в ранние годы вместе с Джорджоне, Тициан кардинально обновил язык живописи, определив дальнейшее ее развитие. Его недаром называли «королем живописцев и живописцем королей» – главными заказчиками художника были всемогущий император Карл V и его сын Филипп II, для которых он написал свои лучшие произведения. Наследуя традиции античной классики, Тициан первым из европейских живописцев воспел красоту обнаженного женского тела.
Многим обязаны Тициану его младшие современники – Тинторетто и Веронезе, каждый из которых пошел в искусстве своим путем. Родом из Вероны был Паоло Кальяри, получивший прозвище «веронец», то есть Веронезе, украсивший своими яркими жизнеутверждающими росписями интерьеры вилл венецианских патрициев и их роскошные палаццо в самой Венеции. Живописные работы Веронезе и его старшего современника Якопо Тинторетто составляют главный мотив убранства Дворца дожей, резиденции правителя Венецианской республики. В одном из залов этого знаменитого дворца находится самая большая в мире картина – «Рай», выполненная Якопо Тинторетто вместе с двумя его сыновьями.