Весёлая вдова

Весёлая вдова

ВЕСЁЛАЯ ВДОВА

Мелодика «Веселой вдовы», как и все творчество Легара, одновременно национальная и интернациональная. Если музыка Оффенбаха была голосом парижских бульваров и народный мелос Франции слышен в ней слабо, если Штраус выразил в музыке уже не только Вену, но и всю Австрию, то Легар не замыкал свое творчество никакими географическими рубежами. В выходе Ганны славянская мазурка резко сменяется широким парижским вальсом. Вальс во всех видах и формах становится здесь господствующим ритмом. Именно вальс часто решает ситуацию. В финале первого акта Ганна и Данило, оставшись вдвоем, стоят «под вальсом», словно под электрическим током, и, наконец, не выдерживают и бросаются друг к другу. Безмолвный их танец под занавес - красноречивее любого диалога. А дальше - опять бесконечное томление вальса, то соединяющего, то разлучающего их. Ликующий, салонно-изящный, проникновенный, манящий, в финале второго акта гневный - таких щедрых трансформаций не знал даже Иоганн Штраус. Интернациональное начало сказывается в пикантном французском привкусе «Шансонетки», в пряных ритмах «Глупого всадника», в широкой кантилене «Песни о Вилье», начинающейся охотничьим сигналом и перемежаемой славянской плясовой мелодией. Может быть, нельзя еще говорить о жесткой форме, о музыкально-драматургическом развитии. Музыка «Веселой вдовы» не вписывается ни в какую схему, последовательность музыкальных номеров кажется необязательной. Но именно такой раскованности требовала любовная линия пьесы, с ее тонким вторым планом и свободно возникающими кульминациями. Томно-закатная, проникающая в душу красота мелодий, выражающая поединок любви и корысти - коллизия, столь характерная в ту пору для искусства самых разных стран, - вот что объясняет грандиозный успех «Веселой вдовы».

«С «Веселой вдовой», - писал Легар через несколько лет, - я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях... Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики. Я не могу усматривать назначение оперетты в том, чтобы подвергать осмеянию все прекрасное и возвышенное... Моя цель - облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать заведомые глупости».
Это была не только полемика с Оффенбахом, но и творческая программа. Позже она определилась яснее, и стали говорить о том, что Легар принес в оперетту «слезы». Художник и время работали друг на друга. Безоблачные штраусовские времена отступили, двадцатый век набирал силу. И по миру летели, звенели, переливались всей щедростью оркестра завораживающе-меланхолические мелодии Легара.


Показать полное описание Свернуть описание
RockCellos. Мировые рок-хиты на виолончелях
03 Янв. 2019чт 20:00
Клуб «Театръ»
1 200Р.
Послание изгнанных    Премьера
15 Дек.сб 18:00
Театр Киноактера - Основная сцена (ДК им. Горбунова)
600 - 1 200 Р.
Bejart Ballet Lausanne (Балет Бежара)
17 Апр. 2019ср 20:00
Crocus City Hall (Крокус Сити Холл) - Большой зал
1 000 - 20 000 Р.
Александр Васильев. Я сегодня в моде
16 Дек.вс 19:00
Московский концертный зал «Зарядье» - Большой зал
5 000 - 8 000 Р.
АЙ ФАК. Трагедия
15 Дек.—27 Янв. 
Москва-Сити. Башня «Меркурий»
5 000 - 7 000 Р.
Наверх