Бесы

Бесы

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли театра им. Вахтангова составляет 30 минут!

Ф.М. Достоевский

Концертное исполнение романа в 2-х частях

Инсценировка, постановка и сценография - Юрий Любимов
Режиссёр - Рубен Симонов
В спектакле звучит музыка из балета Игоря Стравинского
Композитор - Владимир Мартынов

27 марта 2012 г. в театре имени Вахтангова состоялась премьера спектакля «Бесы» в постановке Юрия Любимова. Великий роман-пророчество Фёдора Достоевского, по мнению режиссёра, звучит сегодня как предупреждение - для нашей страны, для мира в целом, для каждого из нас.

- Весь мир находится в кризисе, - говорит Юрий Любимов, рассказывая о выборе именно этого произведения. - И это кризис отнюдь не экономический. Это всеобщий кризис веры, а без веры человек лишается твёрдой опоры, теряет нравственный стержень, становится игрушкой самых разнообразных, отнюдь не светлых, сил. Результат этого трагичен. Террор, кровавые перевороты, войны.

Насилие берёт верх, инстинкты, а не разум начинает управлять людьми.

Лев Толстой в своё время обозвал «Бесы» фельетоном. А вышло, что это не фельетон. Что там описана, в масштабе провинциального города, вся та катастрофа, что произойдёт с Россией в 1917. И что происходит с миром сейчас.

Главное, что беспокоило Достоевского, это то, что с миром творится нечто страшное через действия, поступки определённых людей, одержимых разрушительными идеями. Это ведь не впервые им в «Бесах» открыто, эта тема - и в «Преступлении», и в «Братьях Карамазовых». Но если там идёт ещё битва за душу человеческую, то в «Бесах» мы видим душу уже погубленную. В герои этого романа Достоевский берёт преступника, вдохновляющего на преступления других. Ведь это именно Ставрогин советует скреплять заговорщиков кровью, так как кровь, по его мнению, самый лучший цемент.

В бесовскую круговерть вовлекается весь город N. На протяжении месяца с небольшим (таков временной охват романа-хроники) раскручивается пружина адского механизма, запущенного ими – механизма интриг, шантажа, подлогов, доносов, подкупов. Перед нами обнажаются все методы, вся суть разрушительной идеологии, её философия и метафизика. Тайное – в том числе и тайные связи между героями - становится явным, но эта явь почти для всех них оборачивается смертью; кончает самоубийством и тот, кто во многом стал причиной этой неантичной трагедии – Николай Ставрогин.

В инсценировке Любимова этот месяц проходит за три с лишним часа. Пространство и время действия предельно сжаты, при этом мы видим отнюдь не «сцены из романа», сохранены все его основные сюжетные линии, все сложные «сцепления», являющиеся плотью его столь же сложной и многомерной сути. Персонажи Достоевского, вызванные к жизни великим даром писателя, мистика, психолога, разыгрывают перед нами спектакль, почти не отступая от своих навеки закреплённых за ними волей автора амплуа. Но в этом «почти» – вся доступная им свобода.

Сценография спектакля, автором её является сам Юрий Любимов, минималистична, при этом выразительна, функциональна и предельно ясна. Минимализм, даже некоторый аскетизм сценического оформления призван подчеркнуть главенство слова, помочь зрителю, не отвлекаясь на второстепенные детали, сконцентрироваться на восприятии текста.

Центром композиции стал чёрный концертный рояль, вокруг которого, на безупречно гладком паркете, выстраиваются основные мизансцены; фоном - репродукция картины французского классициста Клода Лоррена «Асис и Галатея» («Золотой век» по Ставрогину). Часы, символ времени, ведут свою точную и бесстрастную хронику, а икона, символ веры и вечности, обозначает иное измерение… Всё это - знаковые элементы классического интерьера, в котором разыгрывается действо последних времен – под музыку крупнейшего композитора 20-го века Игоря Стравинского и его верного ученика Владимира Мартынова. Для этого спектакля он сделал свои вариации в духе, адекватном и «Бесам», и темам «Петрушки».

Время перепахало человека, но страшные уроки 20-го столетия не были нами усвоены. Когда меня спрашивают сейчас: чем Вы хотите заинтересовать зрителя, я могу ответить только одно: Достоевским. Многие сейчас говорят: это так мрачно, мы не хотим этого видеть, это не для нас. Это поверхностный взгляд на Достоевского. Да, он проводит читателя через очень тёмные области, но в нём есть свет, который эти области освещает, в нём есть надежда. Достоевский был глубоко верующим человеком, христианином, для которого главной книгой было Евангелие. «…Жизнь в нас самих, а не во внешнем, - писал он. - Быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чём жизнь, в чём задача её».

В ролях: Сергей Епишев, Мария Волкова, Екатерина Симонова, Юрий Шлыков, Юрий Красков, Евгений Косырев, Мария Бердинских, Ольга Немогай, Евгения Крегжде, Василий Симонов, Лидия Константинова, Артур Иванов, Мария Риваль, Мария Волкова, Леонид Бичевин, Валерий Ушаков, Владимир Бельдиян, Олег Лопухов, Елена Мельникова, Евгений Карельских, Александр Павлов, Фёдор Воронцов, Александр Галевский, Владислав Гандрабура, Виктор Зозулин, Анатолий Меньщиков, Любовь Корнева, Алексей Гиммельрейх, Павел Тэхэда Кардэнас, Александр Кудрявцев, Иван Соколов.

Продолжительность: 3 часа 30 минут (с одним антрактом)

Фото и видео
Показать полное описание Свернуть описание
Loic Nottet (Лоик Нотте)
04 Дек.пн 20:00
ГЛАВCLUB GREEN CONCERT (YOTASPACE)
2 200 - 10 000
-50%
Марка №1 в России - 2017
16 Дек.сб 18:00
Государственный Кремлевский Дворец (ГКД) - Большой зал.
920 - 5 750
Михаил Жванецкий. Авторский вечер.
06 Дек.ср 20:00
Crocus City Hall (Крокус Сити Холл) - Большой зал
2 000 - 6 000
Мария Аронова. ЦветаеваGALA "Немного о любви…"
27 Нояб.пн 19:00
Московский международный Дом музыки (Светлановский зал)
3 000 - 10 000
-70%
Чартова Дюжина 2018
15 Февр. 2018чт 19:00
ВТБ Ледовый дворец
800 - 120 000
Наверх