Харбин - 34

Харбин - 34

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все мероприятия Театра у Никитских ворот составляет 30 минут!

Марк Розовский,

о своей пьесе «Харбин-34»:

- Мы живем в эпоху разрастающегося насилия. Человечность попирается на всех континентах земли. Войны, революции, террор давно стали обыденным явлением, гуманизм то и дело оказывается посмешищем, нацистские и расистские идеологемы кидают целые народы в историческую пропасть. Кровь льется, как из ведра. Как быть в «предлагаемых обстоятельствах»? Что делать театру как «искусству здесь и сейчас?» Надо ли ему реагировать на кошмары бытия? И если да, то как?

…Однажды я шел по Новому Арбату. На уличном книжном развале увидел книгу в коричневом переплете – название, тисненое на обложке золотыми буквами (!) меня заинтересовало: «Завещание русского фашиста». Автор – некто К.В.Родзаевский. На задней стороне обложки – свастика, соединенная с двуглавым орлом - гербом России. Полистал страницы – волосы встали дыбом!.. «Майн Кампф» Гитлера, как говорится, отдыхает… Издано в Москве, совсем недавно.

С того момента я заинтересовался так называемым «русским фашизмом» - прочел множество исследований, в том числе книгу американского историка Джона Стефана – блестящего специалиста по Дальнему Востоку – и другие источники… И был поражен тем, что мы практически ничего не знаем из того, что вроде бы должны были бы знать. «Известное известно немногим» - сказано Аристотелем, и я с ним полностью согласен.

Современный нацизм идет в наступление, идеологемы Гитлера, Розенберга, Геббельса и иже с ними – реанимируются. Пустые бритые головы нынешней молодежи заполняются всяким человеконенавистническим бредом… Наши сегодняшние «скинхеды» собираются в боевые отряды, вооружены не только битами и огнестрельным оружием, но еще и фашистской символикой и теориями разного рода псевдоученых и политических язычников, которые тянут людей к безбожию и антихристу. Угроза фашизма растет и это очевидно всем.

Вот почему я счел нужным написать и поставить на Новой сцене Театра «У Никитских ворот» пьесу «Харбин-34» в жанре документальной драмы – с элементами детектива и художественного домысла. Но в ее основе – абсолютно достоверные факты довоенной истории. Не обошлось и без рассказа о страстной любви, которая пытается прорваться сквозь катаклизмы событий и террор, эта трагическая лирика переплетается с авторским размышлением о судьбах Родины, о патриотизме подлинном и мнимом, о фашизме и его безобразных истоках.

Мне хотелось в художественной форме рассказать о создании и деятельности в Харбине 1934-го года так называемой Русской Фашистской партии, фюрером которой был этот вот Родзаевский и так же Партии русских фашистов в Америке (была и такая!), ее вождем провозгласил себя некий Анастасий Вонсяцкий, бывший белогвардеец польского происхождения. Меня поразили эти невыдуманные характеры, эти полные настоящего драматизма готовые сюжеты, в которые трудно поверить, однако приходится.

В спектакле будут отражены кровавые злодеяния так называемого «Отряда 731» - преступного карательного подразделения японской разведки и Квантунской Армии, которое проводило опыты над живыми людьми, считая их «бревнами». Посмотрите Википедию – там, под Харбином, было уничтожено 200 000 (двести тысяч!) китайцев – об этом чудовищном геноциде сегодня мало кто вспоминает.

Кстати, на воротах нашего Театра (со стороны Калашного переулка) я неожиданно обнаружил таинственное чумное граффити – цифру «731».

Что это? «Черная метка» предупреждения мне и моим коллегам по Театру «У Никитских ворот»? Желание запугать? Или просто какое-то дикое совпадение?

Время покажет, кто кого боится. Наша премьера – в конце сентября.

Среди зрительских откликов на спектакль «Харбин-34» Марк Розовский заинтересовался письмом некоего Владимира, которому посчитал нужным дать ответ. Публикуем эту переписку – с единственной целью уберечь нашу работу от неграмотной, несправедливой критики.

Уважаемый Владимир!

Спасибо за отклик. Судя по Вашим замечаниям, Вы, как говорится, в материале. Историк? Специалист? Но ещё Прутковым сказано: «Специалист подобен флюсу». К сожалению, Ваш отклик подтвердил правоту вымышленного литературного персонажа. Вы пишете, что в моём спектакле «слишком много домыслов и вымыслов для документального спектакля».

Однако у нас отнюдь не документальный спектакль, а спектакльна документальной основе. Это разные вещи, и очень жаль, что Вы этого не поняли. «Борис Годунов» тоже не документальная пьеса, но на документальной основе, хотя все герои там изъясняются стихами, это хроника, историческая, но ещё и авторский художественный вымысел, «фэнтези», как сейчас могут сказать. Булгаковские «Мольер» и «Белая гвардия» имеют документальную основу, в них действуют конкретные исторические персонажи наряду с вымышленными, но это художественные произведения, которые и воспринимаются, прежде всего, именно таковыми.

Вы же, следуя Вашей логике, вполне могли бы и Александра Сергеевича упрекнуть, что в «Капитанской дочке», написанной бесспорно на документальной основе, «слишком много вымыслов и домыслов», но автор «Истории Пугачёвского бунта» (историк Пушкин) не есть Пушкин – поэт и прозаик. И совершенно естественно, что у него злодей Пугачёв из исторического трактата не совпадает, а по многим репликам и деталям расходится с ОБРАЗОМ злодея Пугачёва из повести, в которой нельзя было обойтись и без «заячьего тулупчика», и без доброй матушки – Екатерины. И без реплик и монологов, которые настоящий Пугачёв и царица не произносили в действительности. Даже Толстой с его Наполеоном и Кутузовым, вероятно, подпал бы под Вашу критику, поскольку «Война и мир», говоря Вашими словами, содержит «вымыслы и домыслы». Ещё раз подчеркну: классик писал не документальный роман, а роман на документальной основе. Что тут непонятного?

Вам бы, Владимир, следовало почаще ходить в театр и читать хорошую литературу, тогда бы Вы не совершали таких элементарных ошибок, в том числе в русском правописании, которое предполагает расстановку запятых, где надобно, и только потом говорить о серьёзных вещах. «Но это ладно,» - как Вы изволили выразиться.

Гораздо важнее Ваши политические позиции, проступающие в дальнейших рассуждениях. «Родзаевского и Вонсяцкого показали хуже, чем они были на самом деле». Не оправдывайте фашизм, товарищ. Эти два «героя» не агнцы, а преступники, оба получили по заслугам. И Вы получите, если будете поддерживать их идеи. Ибо мы, слава Богу, живём в стране, победившей фашизм, разрешите Вам об этом напомнить. Извините за прямоту.

Вы пишете: «Родзаевскому приписали идеи, мысли и слова, которые он не разделял». Да нет же, Владимир, разделял, ещё как разделял! Он полностью смыкался с гитлеризмом, и в моей пьесе, подчёркиваю, цитатно звучат его основополагающие заявления. Ваша, Владимир, фраза о том, что «Родзаевский никогда не был сторонником расовых идей нацизма (за исключением ярого антисемитизма)» - особенно хороша, ибо выдаёт Вас, - вот так, в скобочках, о зерне гитлеризма, почитайте хотя бы в доказательство завещание Адольфа, писанное в бункере под землёй, уже утюженной советскими танками в конце апреля 45-го года, в последние часы этого мракобеса. Вы добавляете бесстыдно: мол, «Родзаевский выступал за «мягкий» итальянский вариант». Ишь, как ловко Вы отделяете Костю от Гитлера, а вот итальянские партизаны-антифашисты, вешавшие Муссолини, видимо, думали иначе! Им эта самая «мягкость» была как-то не слишком и заметна. Так Вы на чьей стороне, Владимир?

Относительно евреев, которые как народ не имели своей земли на российской территории. Хотя и это, подходя формально, не совсем так, ведь под Благовещенском, что, наверное, очень злило Родзаевского, уроженца этого города, евреи получили надуманный Сталиным Биробиджан. Так что его «программные» идеи Вы бы лучше назвали «погромными» идеями русского фашизма, живым олицетворением которого был наш бедный харбинский фюрер.

Самое удивительное в Вашем отклике – отсутствие слов, поддерживающих антифашизм как таковой, тревоги, которую сегодня испытывает наше общество по поводу разгула шовинизма и человеконенавистничества в нашей новейшей истории. Если это не так, то почему Вы не сказали о том, что разделяете слова и поступки князя Вербицкого? Почему Вы промолчали о нём? А ведь вполне могли упрекнуть меня в том, что этот образ «не документален». Нельзя быть столь явным псевдопатриотом, Владимир, ибо Ваше учёное знание того, что было, а чего не было, сегодня для театра, и не только для него, крайне неплодотворно, как и любая попытка обелить Родзаевского, Вонсяцкого и иже с ними. Да, свастика и сегодня не у всех на рукаве, но внутри пустой, извращённой души она довольно часто встречается, и это приводит нас к новым бедам, новым кровопролитиям. Антихрист не дремлет. А Вы с учёным видом знатока что-то там толкуете о фиолетовой униформе Вонсяцкого - где Вы её увидели в спектакле? Может быть, у Вас глаза больные… Вы даже не поняли, что фотография в финале – это не «встреча на вокзале», а образ обобщённый тех вооружённых чернорубашечников, которые возомнили себя силой, способной идти на нас войной и в те, уже далёкие от нас времена, и сейчас. На книге в коричневой обложке имя Родзаевского – золотыми буквами, а свастика под двуглавым орлом – гербом России. Это и есть правдивый знак абсолютной слитности Гитлера с «Завещанием русского фашиста». Не мой, между прочим, знак, а гнусного издателя профашистской книги. Вот так унтер-офицерская вдова себя однажды высекла. И «другие» нашивки русских фашистов в Харбине не спасли их от нацистской сущности. Может, нашивки разные, а идеологемы те же. Потому и звучат в спектакле «вложенные в уста Родзаевского» столь близкие ему фашистские мерзости. А Вы мне тут про «не понятно, зачем русским фашистам нацепили эсэсовские повязки», вот потому и нацепили, чтобы вам всем всё было понятно. Однако прочесть образ Вы не можете – из-за чего? Из-за Вашей ограниченности, неумения воспринимать искусство как преображённую в правду ирреальность? Флюс специалиста мешает, да ещё то, что созидает путаницу в Вашей многознающей голове… Вашим методом какого-угодно писателя можно поймать на вымысле и «передержках» - от Шекспира до Пикуля, от Гоголя (Запорожская Сечь у него недостоверна и недокументальна) до Радзинского (у этого всё на его совести… Ну, и ловите, если не лень, а суть будет мимо Вас лететь. Суть, в данном случае – антифашистская, Вам как кость в горле, Вам она побоку. Не так ли?

Ваш пересказ событий и ролей участников совершенно верен – это я признаю, но трактовка моя иная, чем у Вас, и она именно на документальной основе: Мартынов, Родзаевский и Араки Садао были связаны между собой, о чём и Вы говорите. «Провожал, встречался» - это что? «Отказался участвовать в похищении» - это Вы откуда взяли? Со слов Родзаевского? Но он и у меня в пьесе отказывается… так ведь и в Нюрнберге отказывались, твердили, что ничего не знали об Освенциме и виселицах. Японский фашизм был сродни немецкому, хотя бы опыты на живых людях «Отряда 731» это подтверждают. И это – главное, а не то – был ли Араки Садао представителем Квантунской армии или министром обороны. В конце концов, если министр обороны, то почему не представитель? Не буквоедствуйте, Владимир. Содержание нашего театрального труда в другом: наша цель – пробудить интерес к малоизвестным страницам довоенной истории и испытать стыд и позор за людей, которые встали под знамёна нелюдей. Эти заблуждения дорого обошлись и нашей Родине, и миру. Вы согласны? Остальное – мелочи.

В заключение скажу: Вы противоречите сами себе, когда опять-таки с позиций строгой документальности упрекаете меня в разных неточностях и домыслах, но при этом не замечаете, что у меня в пьесе не Каспе, а Касперович, то есть другой совсем человек, примерно, как Иванов, скажем, и Ивановский. У меня не Мартынов, а Мартьянов… Отсюда вывод: если бы я назвал Родзаевского Рудзаевским, а Вонсяцкого, скажем, Босяцким, Вы были бы более удовлетворены?

Ведь в конце своего отклика Вы сами пишете: «…все замечания относятся к спектаклю только потому, что он заявлен как основанный на документах. Если этого не делать, то он вполне себе является художественным произведением, в котором имеют право быть домыслы, вымыслы и т.д.» Ах, вот как?! Начали за упокой, кончили за здравие! Что ж… тогда и мне придётся повториться. Документальная основа – это истоки русского фашизма в Харбине. Это та правда, о которой не следует забывать. А театр – всего лишь игра. Скажу точнее: игра в правду, которую мы в меру сил пытаемся превратить в правду игры.

Марк Розовский

P.S. Самое отвратительное в том, что сегодня о фашизме – немецком, итальянском, американском и др. - можно говорить, а о русском фашизме – ни-ни, о русском давайте забудем, промолчим. Гитлера легко обсуждать и осуждать, а фюрера Родзаевского не было, а был, видите ли, всего лишь патриот-антисемит, да и только. Но, как говаривал Юра Карякин, чёрного кобеля не отмоешь добела.

Хотелось бы с Вами встретиться, чтобы «вживую» на Вас посмотреть, подробнее побеседовать, если не возражаете, познакомимся. А то Вы назвались Владимиром, а фамилии своей не удосужились назвать. Это нехорошо, ибо Вы знаете, с кем говорите, а я нет. Но если Вы в подполье сидите, тогда не надо. Боитесь? Меня бояться не стоит, я на самом деле доброжелательный человек.

Действующие лица и исполнители:

Константин Владимирович Родзаевский,

лидер Русской фашистской партии в Харбине

Константин Иванов

Саша Волохов,

боевик фашистской партии

Заслуженный артист России

Денис Юченков

Анастасий Вонсяцкий,

вождь партии русских фашистов в Америке

Александр Чернявский

Мэрион Рим,

дочь американского миллиардера

Заслуженная артистка России

Галина Борисова

Наталья Корецкая

Араки Садао,

генерал Квантунской армии

Юрий Шайхисламов

Николай Мартьянов,

инспектор полиции

Иван Власов

Вербицкий,

князь, служащий КВЖД

Заслуженный артист России

Николай Глебов

Лыков,

ординарец Родзаевского

Владимир Давиденко

Иосиф Касперович,

харбинский богач

Александр Лукаш

заслуженный артист России

Александр Масалов

Народный артист России, лауреат Государственной премии России

Валерий Шейман

Фира,

его жена

Наталья Баронина

Заслуженная артистка России

Марина Кайдалова

Ривка,

их дочь

Виктория Корлякова

Яна Прыжанкова

Левочка,

их сын, мальчик 8 лет

Савелий Шамилов

Мартин Шевелёв (артист детской студии при ЦАТРА)

Продолжительность: 3 часа с антрактом

Показать полное описание Свернуть описание
Билан. Опять 35
08 Нояб.ср 20:00
Crocus City Hall (Крокус Сити Холл) - Большой зал
800 - 20000
Шоу Ани Лорак "Дива"
03 Март 2018сб 19:00
СК "Олимпийский" - Крытый стадион
500 - 12000
Ледовый мюзикл "Дракула"
21 Окт.сб 19:00
ОК "Лужники" - Малая Спортивная Арена (МСА)
500 - 6000
-30%
ROBBIE WILLIAMS "The Heavy Entertainment Show"
10 Сент.вс 19:00
СК "Олимпийский" - Крытый стадион
3000 - 48000
Depeche Mode (Депеш Мод)
25 Февр. 2018вс 19:00
СК "Олимпийский" - Крытый стадион
2000 - 20000
Наверх