Идиотология

Идиотология

ПО РОМАНУ ФЁДОРА ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

Учение об идиотских основах души

Автор инсценировки и режиссер - Клим Козинский
Сценография и костюмы - Анастасия Нефёдова
Художник по свету - Алексей Ковальчук
Композитор - Денис Хоров
Хореограф - Ася Андрианова

В основе дебютного спектакля Клима Козинского композиция из двух текстов: романа Фёдора Достоевского «Идиот» и философского труда предшественника классической немецкой философии Готфрида Лейбница «Монадология» (1714).
В своем трактате Лейбниц формирует модель идеального мира, в центре которого располагается душа или её более простая форма – монада. Постигая этот мир при помощи разума, душа развивается и постепенно восходит к своему Творцу. Но ни одна философская догма не способна ухватить мир при помощи своих идей: пытаясь овладеть жизнью, она разрушает её. Душа не может воплотить свою мечту о жизни, но и не может отказаться от идеального знания о ней. Столкновение идей и реальности порождает войну, которая охватывает весь мир.

Князь Мышкин очарован идеей объединить два мира: мир божественного закона и мир земной. Сложно сказать, является ли князь носителем дара гениальности или это болезнь, слепость души, «идиотизм». Князь Мышкин совершает попытку изменить природу вещей, пробудить воспоминание души о своих божественных принципах, но не из храма (ведь он не священник, он светский человек), а изнутри самой жизни, тем самым нарушая естественный ход вещей. Мир вокруг него начинает рассыпаться.

Текст Лейбница в спектакле напрямую не звучит, но вплетён в музыкальную структуру спектакля, как тема. Так поверх одного узора – сюжетных перипетий романа Достоевского – плетётся другой, из мира философских идей и перевёртышей. Библия, которую держит в руках Аглая Епанчина, оказывается простой телефонной книжкой. Символически путешествие души, из тёмного, «закатного» состояния переходящей в анилиновую ажиотацию и, наконец, в ровное состояние, отражено монохромной, отсылающей к живописи Рене Магритта, сценографией.

Клим Козинский: «Достоевский не писал свои тексты для театра, он писал романы для чтения. Имея в виду практику мирового театра в обращении с текстом, можно не обратить внимания на такой пустяк. Но для меня это стало точкой отсчёта. Любая крупная драматургия изначально хранит в себе диалог, направленный к игре. Драма хочет быть разыгранной. Но не любой текст к этому стремится. Существо литературы и существо театра изначально расположены в жесточайшем конфликте. Известны два способа выхода из него: либо игра расщепляет литературу и за счёт художественного напряжения создаёт новый, "театральный" текст, либо литература подчиняет себе театр, превращая его в систему ссылок на первоисточник. Я подумал: а если вместо того, чтобы пытаться при помощи одной системы подчинить другую, попробовать их поставить друг перед другом и рассмотреть друг друга. Я сразу покинул театр, в котором кто-то кому-то должен почему-то верить, и одновременно ушёл из-под литературоцентрической системы, которая чрезвычайно строптива и нуждается в сухом деликатном обслуживании. Это попытка не срастить театр и литературу, но разделить их, и при помощи этого умножить».

В ролях:Ася Андрианова, з.а. РФ Олег Бажанов, Денис Бургазлиев (МХТ им. А.П. Чехова), Анна Даукаева, Павел Кравец, Елена Морозова, Евгений Самарин, Алёна Шутова.

Продолжительность: 2 часа 15 минут

Фото и видео
Показать полное описание Свернуть описание
Пиковая дама, П.И.Чайковский, А.С.Пушкин
11 Июльвт 19:00
Концертный зал им. П. И. Чайковского
1500 - 5000
Любовь Казарновская
06 Июльчт 19:00
Концертный зал РАМ им. Гнесиных
2000 - 3000
XIV Фестиваль "Усадьба Jazz"
01 Июльсб 14:00
Музей-усадьба Архангельское
1000 - 11000
Игорь Бутман (саксофон)
20 Июльчт 19:00
Концертный зал им. П. И. Чайковского
1500 - 4000
Концерт "Queen & ABBA symphony". Симфонический оркестр Москвы
22 Окт.вс 18:00
Государственный Кремлевский Дворец (ГКД) - Большой зал.
500 - 10000
Наверх