Лазарь или Торжество Воскрешения

Лазарь или Торжество Воскрешения

Религиозная драма в трех действиях

Либретто Августа Германа Нимейера

Исполняется на немецком языке с русскими субтитрами

Над оперой "Лазарь, или Торжество Воскрешения" Шуберт работал в январе-апреле 1820 года. Библейский сюжет, повествующий о чудесном воскрешении юноши, оказался мистически связанным с историей "воскрешения" самого произведения.

При жизни Шуберта никто, даже близкие друзья, не подозревали о существовании этого сочинения. Рукопись была обнаружена его братом Фердинандом лишь после смерти композитора. Она оказалась незаконченной: из предполагавшихся трех актов Шуберт написал неполных два, повествующих о смерти Лазаря и положении его в могилу. Третий же акт — собственно воскрешение — Шуберт даже не начал.

Первое исполнение неоконченного "Лазаря" состоялось под управлением Фердинанда Шуберта спустя два года после смерти автора в пасхальное воскресенье 1830 года в церкви Св. Анны в Вене.

"Лазарь" — одновременно и театральное, и религиозное сочинение. Сам Шуберт назвал эту оперу "религиозная драма". Нам неизвестно, рассчитывал ли композитор на исполнение ее в церкви или на сцене. Однако разделение на акты, указания места действия, ремарки о поведении персонажей и подобные замечания говорят о том, что "Лазарь" создавался для театральной сцены.

В 1994 году руководитель Баховской Академии в Штутгарте Хельмут Риллинг предложил дописать "Лазаря" одному из крупнейших русских композиторов второй половины ХХ века Эдисону Денисову.

Позднее Денисов признавался: "Это опера о Воскрешении и она не может существовать без воскрешения Лазаря. ... Я не хотел, чтобы публика была разочарована, когда закончится партитура Шуберта, чтобы у нее было ощущение, что музыка стала хуже, потеряла свой шарм и выразительность. … Я не могу создать музыку лучше Шуберта, и по этой причине я еще раз отбросил идею "писать в манере Шуберта". Я предпочел быть ведомым своей музыкальной интуицией и говорить своим собственным языком, ничего не моделируя".

Премьера завершенного "Лазаря" с большим успехом состоялась в 1997 году под управлением Х. Риллинга в рамках мероприятий к 200-летнему юбилею композитора.

В основе сюжета оперы лежит рассказ о чудесном воскрешении Иисусом Христом Лазаря из Вифании, который описан в Евангелии от Иоанна (11:1-46). Либреттист А.Г. Нимейер значительно расширил повествование на счет поэтических размышлений героев оперы о смерти и жизни, страхе и вере. Он также вводит персонажей, которые упоминаются в Новом завете, но отсутствуют в одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна: Симон, Нафанаил и Емина.

"Лазарь" — опера уникальная: сложно найти другое сочинение, которое две трети действия повествует о смерти, но наполнено таким светом!

Это музыка не о мраке и страданиях, а о вере и радости. Оперу пронизывают удивительно красивые мелодии (объединяющие простоту песни, театральность оперы и возвышенность мессы), инструментовка прозрачна, среди солистов нет низких голосов, а мажор лишь изредка уступает место минору. Все это создает ощущение внутреннего света — духовного, божественного — который излучает вся опера. Ведь свет, истинная красота и гармония — идеалы, которым всю жизнь были верны и Шуберт, и Денисов.

Премьера состоялась 12 апреля 2014 года.

Продолжительность спектакля 2 ч. 45 мин.


Показать полное описание Свернуть описание
Алиса. 35 лет
02 Нояб.пт 20:00
СК "Олимпийский" - Крытый стадион
1 200 - 14 000
Фестиваль Дикая Мята 2018
09 Июнь—11 Июнь
Бунырево (Тульская область)
1 500 - 18 000
Esquire Weekend
26 Майсб 13:00
Московский музей современного искусства (ММОМА) на Гоголевском
1 600
Ара Маликян. Невероятное путешествие скрипки
27 Майвс 19:00
Московский международный Дом музыки (Светлановский зал)
1 900 - 6 300
Наверх