Маниозис

Маниозис

Опера

В рамках XI Международного Фестиваля-школы современного искусства «TERRITORIЯ».

Режиссёр и композитор - Александр Белоусов
Либретто -Андрей Ирышков
Музыкальный руководитель - Арина Зверева
Дирижёр - Владимир Горлинский
Художник-постановщик - Степан Лукьянов
Художник по костюмам - Анастасия Нефёдова
Хореограф - Альберт Альбертс
Художник по свету - Евгений Лисицын

Камерная опера Александра Белоусова – это музыкально-философское размышление на основе актуализированной идеи Бенедикта Спинозы о необходимом и добровольном единении людей на основе разума и всеобщей пользы.

«Всего полезнее для людей – соединиться друг с другом в своём образе жизни и вступить в такие связи, которые удобнее всего могли бы сделать из всех одного, и вообще людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы». (Спиноза. Этика, изложенная геометрическим способом. 1677 г.)

В названии соединены слова mania и gnosis – «мания» и «познание». Либретто двухактной оперы построено таким образом, что через «матрёшечную» историю писателя, из-под воли которого ускользает выдуманный им герой-протагонист, реализована идея познания через манию, какой бы она ни была.

В первом акте романтично настроенный писатель-дебютант придумывает героя, но оказывается, что герой жил и до того, как его придумали. Герой начинает действовать наперекор замыслу автора, совершая поступки, соответствующие той или иной степени «маниозности» (сексуальной, гедонистической, шизофреничной и «мессианской»). В эротическом пылу он душит девушку, доставщицу пиццы, у себя в шкафу обнаруживает связанного по рукам и ногам драгдилера, пытает его (уже во втором акте), мстя за смерть от передозировки старшей сестры, в конце концов наносит увечье самому себе; дилер, видя это, умирает от перенапряжения. Финал делает всех едиными точно по Спинозе: разделяющие нас тела на самом деле не разделяют нас. Причиняя боль себе, ты причиняешь её другому.

Опера «Маниозис» отсылает к жанру Drama per musica, то есть к истокам оперы как таковой, не знавшей еще доминирования музыки. В музыкальной ткани есть аллюзии на вокальную полифоничную музыку Ренессанса (подобную многоголосиям Джованни Палестрина) и романтический язык Вагнера. Фоном для первого, романтично-наивного, акта служат звук стиральной машины, являющийся оркестром для происходящего, а также – звуки, извлекаемые из металлической бочки и стального саркофага. Во втором акте, начинающемся с отпевания юности писателя, на фоне кристально-прозрачного фортепиано происходит смешение основного – немецкого русского и латыни, в которое постепенно вторгаются чужеродные фонемы, «опыляющие» вокальные партии. Так тексты становятся музыкой.

Черно-серое функциональное пространство сумрачного склада, придуманное художником Степаном Лукьяновым, превращается в пейзаж на фоне звёздного неба. А костюмы-трешдримсы обеспокоенного сознания (художник Анастасия Нефёдова) оттачивают игру с формой и содержанием.

Московский дебют композитора Александра Белоусова вписан в общую стратегию Электротеатра Станиславский, становящегося плацдармом для экспериментов в области новой академической и электронной музыки, а также – апробации новых форматов оперных спектаклей.

В ролях:

Диотима – Светлана Мамрешева / Алёна Парфенова
Протагонист – Алексей Коханов
Автор – Сергей Малинин
Концертмейстер-перкуссионист – Кирилл Широков
Драгдилер – Владимир Горлинский

Продолжительность: 2 часа

Фото и видео
Показать полное описание Свернуть описание
Волшебный подарок
26 Март—10 Июнь 
Цирк Чудес
400 - 4000
Большой весенний фестиваль "Звезды Русского Радио"
29 Апр.сб 20:00
Crocus City Hall (Крокус Сити Холл) - Большой зал
1000 - 15000
Apocalyptica
23 Апр.вс 19:00
Crocus City Hall (Крокус Сити Холл) - Большой зал
1700 - 9000
Клуб веселых и находчивых
07 Апр.—21 Апр. 
Театр Российской Армии
2000 - 10000
VIII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича
29 Март—04 Апр. 
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
1000 - 12000
Наверх