Марат и Маркиз де Сад

Марат и Маркиз де Сад

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на спектакли Театра на Таганке составляет 24 часа!

Петер Вайс

Трагифарс

Режиссёр – Юрий Любимов
Перевод – Лев Гинзбург
Художник – Владимир Боер
Музыка: Сергей Летов, Татьяна Жанова, Владимир Нелинов, Владимир Мартынов
Хормейстер – Татьяна Жанова

Спектакль - Лауреат премии «Триумф» (1998 г.) и участник Международного театрального фестиваля во Франции (Авиньон, 2000 г.).

Полное название пьесы «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актёрской труппой сумасшедшего дома в Шарантоне под руководством господина де Сада». Это объединение театра абсурда и жестокости с сюрреалистической условностью в мощный трагифарсовый эпос, в центре которого вопрос о смысле и правомерности революционных переворотов. Вайс использует приём «театр в театре», ставший в ХХ веке архетипичным: помещает спорящих в сумасшедший дом, в котором можно сказать и сделать что угодно, там и ставится пьеса. Но показать мир как сумасшедший дом – это ещё не открытие. Сумасшедший дом, как мир – вот смелое решение Вайса.

Вайс много размышлял о том, как опасны воздействия на человеческую психику, о необходимости и сложности противостоять им, не доводя до массовых помешательств. Для него ясно, что революция всегда – неуправляемая гибельная стихия, а не осознанное, направленное деяние, а террор – её непременное и неизбежное следствие. Творцы французской революции, в отличие от творцов октябрьской, по-видимому, этого не знали.

Граница между разумом и безумием до неразличимости зыбкая. Например, французская революция, с её карманьолой и плясками вокруг гильотин, на которых отсекались наиболее светлые головы, кстати, придумавшие (из самых гуманных соображений) эту самую гильотину, – что, как не абсурдное сюрреалистическое безумие! Когда доктор г-н Гильотен представил Людовику XVI чертеж этого орудия смерти, король, человек просвещённый, заметил, что лезвие должно быть заточено наискосок, чтобы резало наверняка и не слишком мучительно. Думал ли король, что именно он сам и жена его королева Мария-Антуанетта скоро испытают на себе это правильно заточенное лезвие?

Марат и маркиз де Сад каждый по-своему участвовали в революции. Марат, одержимо устанавливал террор, де Сад в своих опусах виртуозно доводил кошмарные идеи до абсурда, грезя о садистских оргиях. Он высмеивал французскую революцию, превращая любовные безумства в кровавые, а тем временем обезумевшие люди плясали на настоящей крови.

У Вайса в гипотетическом споре де Сад отстаивает вседозволенность, Марат –«разумное» вмешательство человека в природу мирового порядка и развития, для него это – террор и насилие. Марат спорит с де Садом, но именно он применил на практике виртуозно созданную де Садом художественную теорию насилия. И вот исход…

Эта пьеса-фантасмагория рисунком и душой – словно воплощение на сцене беспощадных сарказмов и живописных кошмаров гравюр великого Гойи. И где происходит действие: эпоха это французской революции или ХХ век, дом скорби со своим собственным временем или «нормальный» социум – сегодня и везде?

Спектакль и пьеса обращены к человеку, говорят о нём, о его разуме и безумии, о трагической невозможности отделить одно от другого. Юрий Любимов поставил между действием и зрительным залом железные решётки. Пациенты за решёткой, зрители свободны. Но так ли надёжно это разделение и можно ли с уверенностью знать – кто с какой стороны её? Больные, они же актёры, то сотрясают решётки, то бросаются на них, а порой решётки поднимаются, объединяя пространство сцены и зала. Смешиваются и границы личностей персонажей – они и артисты, и герои, и несчастные больные с диагнозами.

«Марат – Сад» поставлен в духе театра Мейерхольда, как и другие постановки Любимова, это – очередное освобождение театральной эстетики от любых рамок и догм. Яркое, стремительное, живое, музыкально-цирковое, певчески-пластическое полотно, полное пантомимы и непростой акробатики. Действие идёт не только в сценической горизонтали, но вверх, вниз, по спирали, наискосок и внутрь, на разных уровнях, но всей своей энергией исключительно навстречу зрителю.

Действующие лица и исполнители:

Господин Кульмье, Медведь, Отец Марата - Роман Стабуров
Маркиз де Сад - Дмитрий Высоцкий
Жан-Поль Марат- Тимур Бадалбейли
Шарлотта Корде - Ирина Линдт / Александра Басова
Козёл, Глашатай - Филипп Котов / Владислав Маленко
Санитар, Петух - Александр Фурсенко (мл)
Симона, Соловей - Лариса Маслова
Дюпре, пациент - Никита Лучихин
Санитар, Дюпре - Константин Любимов
Школьный учитель Марата, Жак Ру - Алексей Граббе / Константин Любимов
Жена Кульмье, Мать Марата - Татьяна Сидоренко
Дочь Кульмье - Юлия Стожарова
Больные клиники: Александра Басова, Анна Букатина, Елизавета Высоцкая, Анастасия Колпикова, Мария Матвеева, Маргарита Радциг

Продолжительность: 1 час 35 минут


Фото и видео
Показать полное описание Свернуть описание
Фестиваль Alfa Future People 2017
07 Июльпт 15:00
Фестиваль «Alfa Future People 2017» (Нижний Новгород)
5500
Evanescence
24 Июньсб 20:00
Stadium Live (Стэдиум Лайв)
2500 - 15000
Иммерсивное шоу «Вернувшиеся»
25 Май—08 Июнь 
Особняк «Дашков 5»
3000 - 30000
LP
20 Июньвт 20:00
Crocus City Hall (Крокус Сити Холл) - Большой зал
1500 - 12000
Вечер памяти Евгения Евтушенко
13 Июньвт 19:00
Государственный Кремлевский Дворец (ГКД) - Большой зал
700 - 15000
Наверх