Сошествие Орфея в ад

Сошествие Орфея в ад

Марк-Антуан Шарпантье (1643 - 1704)

Опера

Исполнители:
Орфей – Томас Баум (тенор)
Эвридика – Елена Епихина (сопрано)
Дафна, Прозерпина – Ольга Луцив-Терновская (сопрано)
Плутон – Антон Зараев (баритон)
Юнона – Наталья Данькова (сопрано)
Аретуза – Екатерина Коломина (сопрано)
Иксион – Сергей Власов (контратенор)
Титий – Артём Волков (тенор)
Аполлон, Тантал – Владимир Красов (бас)

Барочный консорт «Tempo Restauro»

Музыкальный руководитель и дирижёр - Мария Максимчук
Режиссёр - Сергей Балашов
Хореограф - Константин Чувашев
Научный консультант - Ольга Филиппова

***

Около 1683 года Марк-Антуан Шарпантье написал на тему мифа об Орфее и Эвридике маленькую камерную кантату «Орфей спускается в ад» для трёх мужских голосов и небольшого инструментального ансамбля. Произведение должно было стать сценой из оперы, действие которой ограничивалось встречей Орфея с двумя тенями ада, Иксионом и Танталом.

Приблизительно три года спустя Шарпантье снова берет эту легенду, чтобы погрузиться в оперу. Либретто к «Сошествию Орфея в ад» имеет в качестве литературного ресурса десятую книгу «Метаморфоз» Овидия, где рассказана история Орфея и его молодой невесты, Эвридики, которая умирает от укуса змеи в день их свадьбы. Либреттист добавил несколько нимф и пастухов в традиции пасторальной мифологии. В конце первого акта появляется Аполлон, отец Орфея: бог заставляет своего сына спуститься в ад, чтобы убедить Плутона отпустить Эвридику обратно в мир живых. Второй акт происходит в аду, где мы видим «преступные тени», находящиеся в Тартаре. Они взволнованы до слёз красотой пения Орфея, но сам Плутон остается непреклонным. Тени помогают Прозерпине добиться снисхождения к просьбе Орфея. Плутон уступает. Он позволяет Эвридике покинуть ад, с условием, что Орфей не обернётся, чтобы убедиться, что она следует за ним.

Сочинение Шарпантье обрывается на этом месте. Мы не знаем, был ли задуман третий акт. Последняя страница манускрипта не имеет отметки о полном количестве тактов, что противоречит обычной привычке автора. Отмечено лишь: «конец второго акта», без каких-либо уточнений.

***

Российская премьера оперы М.-А. Шарпантье «Сошествие Орфея в ад» состоялась 11 октября 2015 года барочным консортом «Tempo Restauro» в рамках проекта «Барокко. Картины мира», поддержанного грантом программы «Открытая сцена» в области музыкального искусства. В ноябре 2015 года при участии радио «Орфей» состоялась первая в России фондовая запись этой редкозвучащей оперы.


Показать полное описание Свернуть описание
Билан. Опять 35
08 Нояб.ср 20:00
Crocus City Hall (Крокус Сити Холл) - Большой зал
800 - 20000
Шоу Ани Лорак "Дива"
03 Март 2018сб 19:00
СК "Олимпийский" - Крытый стадион
500 - 12000
Ледовый мюзикл "Дракула"
21 Окт.сб 19:00
ОК "Лужники" - Малая Спортивная Арена (МСА)
500 - 6000
-30%
ROBBIE WILLIAMS "The Heavy Entertainment Show"
10 Сент.вс 19:00
СК "Олимпийский" - Крытый стадион
3000 - 48000
Depeche Mode (Депеш Мод)
25 Февр. 2018вс 19:00
СК "Олимпийский" - Крытый стадион
2000 - 20000
Наверх